Обучение в айкидо.

В своей книге «Айкидо. Книга начинающего» Стефан Бенедетти в главе «Субури»  рассказал историю  о своем друге Пьере Шассане, который отправился в Лондон, чтобы обучиться искусству владения мечом у мастера Кенсиро Абэ.  Дальше строго по тексту книги:

«Мастер принял его (Пьера Шассана) очень любезно,  прекрасно кормил и поил. Беседы затягивались до поздней ночи, но о мече – ни слова. И вот настал последний день. Перед самым прощанием Кенсиро Абэ внезапно вспомнил о цели визита  своего гостя, торжественно облачился в шелковое кимоно, вложил за пояс свой меч и пригласил господина Шассана проследовать за ним… на улицу… Там он обнажил свой меч… просвистел сёмен ути… затем мастер  невозмутимо вложил меч в ножны и провозгласил, обращаясь к нашему другу, с акцентом, по интонациям ничуть не уступавшим Морису Шевалье: “Do it one million times”. Урок был закончен».

Нередко участники семинаров многочисленных японских мастеров, да и самого Стефана Бенедетти сетуют на то, что никто и ничему на семинарах их не обучает. Однако, в том-то и дело, что как западные европейцы, так и наши соотечественники привыкли к фактологическому изложению материала. Более того, как свидетельствует негласная практика,  человеку европеоидной расы достаточно двукратного повторения для запоминания «прописных истин»,  азиату необходимо 3-4 разовое повторение, «латиносам» – 5-6 раз, а людям негроидной расы вообще до 10 раз необходимо повторение (сведения учителей американских среднеобразовательных школ). Однако, не стоит сильно этим сильно обольщаться, так как легкое усвоение, прежде всего, – признак поверхностного восприятия. Наши знания чаще всего «впитываются» на уровне интеллекта, так называемые «азиаты» (и в первую очередь японцы) воспитаны таким образом, что их познания должны «передаваться» глубже. Как минимум на уровень инстинкта (разумеется, если это знание имеет действительно практическую ценность, в противном случае оно просто отторгается).

Синтоизм (нациеобразующая религия японцев) изначально стоит на том, что человек живет в едином мире с духами умерших и ками – божественными сущностями, олицетворяющими окружающие человека вещи, природные явления.  Самореализоваться наилучшим образом для синтоиста возможно именно в человеческом мире путем углубления гармоничности между мирами духов, ками и человека.  Понятие добра и зла в синто в корне отличаются от общепринятого христианского дуализма, оно более расплывчато и, тем не менее,  конкретно.

Критерий борьбы добра со злом заменен на гармоничность окружающего мира и то, что мешает гармонии на взгляд конкретного человека или окружающей его социальной группы.

Здесь уместно будет привести еще пример от Стефана Бенедетти, который приводит в своей книге слова О’Сенсея: «Тот, кто постиг суть айкидо, содержит в себе всю Вселенную. Я есмь Вселенная… Результат битвы предрешен с самого начала: это значит, что атаковать меня, того, кто есть Вселенная, равносильно стремлению разрушить гармонию Вселенной, и потому в то самое мгновение, когда противник возжелал померяться со мною силой, он уже проиграл…»

Начиная с 9 века нашей эры в Японии активно начал внедряться буддизм, более того он стал государственной религией. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд, отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов.  В большей степени новая религия не заменила синтоизм, а ассимилировалась в него. Почему же вдруг в такой консервативной стране как Япония вдруг такая инородная религия буддизм стала государственной? Просто на плечах буддизма в Японию «въехал» дзэн, который формирует воинскую и светскую элиту государства до наших дней. Дзэн значительно больше привязан к буддизму чем, например, суфизм может быть привязан к какой-либо религии (суфии, например, есть и среди индусов, и христиан, и мусульман). Принято считать, что традиция дзэн происходит от самого Гаутамы Будды. Несколько определяющих постулатов традиции дзен формируют не только боевые искусства, но и многие другие сферы жизнедеятельности японской элиты.

1. В дзэн нет каких-либо неопровержимых канонов, все познания являются перманентными и соответствующими конкретному моменту. Поэтому очень важна концентрация на текущем моменте. Каждое движение, каждую мысль вы воспринимаете единожды. Если в Европе (автор Гераклит Эфесский) говорят что в одну реку нельзя вступить дважды, то согласно дзэну Вы не можете вступить в реку одинаково даже единожды, так как за это время река изменяется уже сотни и тысячи раз. В первую очередь, это предполагает обязательную и постоянную сконцентрированность на текущем моменте.

2. В дзэн нет фактологического объяснения как такового. Учитель может только намекнуть на то, какую задачу вы будете решать самостоятельно, и только тогда это станет вашим, и только вашим опытом, полученным в результате личной практики. Именно поэтому в дзэн как и в суфизме основная передача информации ведется способом рассказывания притч. А там, насколько глубоко вы готовы самостоятельно раскрыть смысл притчи, это и будет вашим личным уровнем познания.

Нередко бывает, что  учитель  показывает на луну, а ученик рассматривает только  конец его указующего перста. Аналог этого иллюстрируется в следующем ролике:

YouTube Трейлер

3. Ну и наконец – избитая фраза, которая решает многие вопросы: «критерий истины – это практика». В случае дзэн это звучит как определяющий фактор. Обязательными являются дыхательные и физические упражнения, а также физический труд.

В работе дзэн-буддист находится в постоянном развитии, зная заведомо, что конечная цель недостижима, но находится в постоянном приближении.

Апологет дзэн принимает от учителя ряд упражнений и, не рассуждая, выполняет их значительное количество раз, постоянно прислушиваясь к своим ощущениям. Таким образом, он «ломает» свой интеллект, заставляя его прислушиваться к требованиям организма, т.е. к своим инстинктам. А через них выходит на более высокий уровень – уровень интуиции. Инстинкты являются всего лишь связью с огромным природным информационным полем, называемым интуицией.

Обычно, в традиционных религиях, человек идет обратным путем,  заставляя с помощью интеллекта «переламывать» свои инстинкты. Это прямой путь к самозомбированию. В результате организм начинает мстить своему хозяину за неуважение к своим потребностям: ленью за истязание чрезмерными нагрузками, жором (и жиром) за иступленное голодание или жесткий пост и т.д. За неуважение к себе организм всегда найдет чем взять реванш у своего владельца.

В трех пунктах, конечно, не обозначишь всю концепцию дзэн-буддизма, но для плодотворного начала занятий айкидо или другими японскими боевыми искусствами этого понимания будет достаточно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий